вторник, 21 февраля 2012 г.

Делимся опытом: скрапбукинг по-детски

Здравствуйте,милые барышни!
Мы очень рады,что новая рубрика "Скрапбукинг по-детски" нашла отклик в ваших сердцах и действиях! Столько положительных эмоций и радости нам доставляют ваши вдохновенные посты с совместными работами детишек! Не останавливаемся на достигнутом: кто еще не делал - ждем работ, ну а кто уже принял участие в первом задании - можно еще работу сделать! Ведь детишкам нравится:)

Сегодня мы представляем Вам статью одного из совторов блога Алены-Whiteracoon. Статья посвящена  занятиям скрапбукингом с детьми. Почитайте - возможно, что-то окажется полезным!:) И будем рады, если в комментариях Вы поделитесь своими находками,методами и идеями по поводу данной темы!

Дети и скрап – два не разделимых понятия. Многие рукодельницы впервые пробовали силы в скрапе, вдохновившись фотографиями своих карапузов для страничек в альбом «Мой первый год». А мамы малышей постарше, наверняка, разделяют свое хобби с любимым чадом и не раз обнаруживали свои Webster pages порванными в клочья и собирали рассыпанный глиттер. Разноцветные бумажки, яркие пуговки и всевозможные красилки-мазилки привлекают внимание юных дарований. Так вот сегодня мы поговорим о детском скрапе. Не о скрапе О детях, а о скрап-работах самих детей.



Начнем с того, что будем понимать под скрапом.  В данном случае это, конечно, не только странички в альбом, но и всевозможное бумажное творчество: открытки, поделки и т.д. В общем-то в этом нет ничего особенного и фантастического: основной принцип скрапа – это аппликация. Да-да, именно та аппликация, которую практикуют на «трудах» и в детских садах. Ее можно классифицировать и назвать модными словами – коллаж, мэттинг, пейпер-писинг – но суть останется той же: отрежь кусочек бумаги и приклей. Поэтому привлечение детей к этому вида творчества естественно и полезно.



Когда привлекать?
Прежде всего, ориентируйтесь на индивидуальные особенности и склонности своего ребенка. И помните, что детей до трех лет нельзя оставлять без присмотра, когда они «творят», во избежание травм и порчи имущества.
Увлечь ребенка своим хобби можно хоть с рождения. Месячный кроха с удовольствием будет рассматривать узор на скрап-бумаге или мамины поделки, а трехмесячному, пока мама ваяет очередной шедевр, можно предложить нераспечатанную упаковку с разноцветными пуговицами – отличная погремушка.
Маленьких детей можно заинтересовать яркой бумагой – это безопасно. Нужен оторванный край или хотите создать коллаж из обрывков бумаги или делаете арт-объект из старой книги, выдирая «лишние» листы?.. Годовалый  ребенок с удовольствием поможет.
Трехлетние дети уже способны на самостоятельную аппликацию с использованием заранее подготовленных материалов: намазать детали клеем и прилепить к основе – то, что нужно!
Школьники могут придумывать открытки самостоятельно, осваивают разные техники, их работы уже начинают напоминать классический кард-мейкинг, ну а десяти годам юные творцы и вовсе в состоянии превзойти родителей.

С чего начать?
Для начала организуйте для ребенка рабочее место. Это мама может клеить странички «на коленке», но ребенка лучше сазу приучить к порядку: усадить за стол, застеленный макетным ковриком или листом-неприлипайкой, а детей помладше снабдить фартуком, защищающим одежду от брызг и капель, иначе клея на полу и красок на детской майке – не избежать. Заодно подготовка к аккуратному творческому процессу поможет и маме дисциплинировать себя.  Старайтесь содержать материалы и инструменты в чистоте и храните их организованно – на определенных местах, в определенном порядке. До начала работы все нужное достается из ящиков и коробок, а по окончании работы – обязательно убирается обратно. Детство – идеальная пора для обучения; все новое, неизвестное – обязательно интересное, легко усваивается в форме игры и потом используется как «само собой разумеющееся». Самое время познакомить ребенка с основами композиции и базовыми понятиями типа цветового круга. Очень полезно предложить начинающему скрапперу скетч – это поможет правильно выстроить гармоничную работу, кроме того это научит его выделять главное и абстрактно мыслить:  цветочек на скетче не обязательно воспринимать буквально, его можно заменить хоть сердечком, хоть пуговицей, а вот его расположение и размер – это важные характеристики.
Пусть творчество будет для ребенка в радость. Создайте дружелюбную и благоприятную атмосферу. Не настаивайте, не принуждайте и не заставляйте. Если маленькому скрапперу не хватает терпения закончить свой проект за один присест – ничего страшного, закончит в другой раз. Пусть только наведет порядок на рабочем месте, а муза и вдохновение – это ж дело тонкое.



Материалы и инструменты
Безопасность прежде всего! Для творчества детям (особенно совсем карапузам) лучше предложить специальные детские ножницы и безопасный клей: самый безвредный – клейстер из муки или крахмала, его и есть можно, и если в глаза попадет – ничего страшного. Правда, клейстер не отличается архивностью, но для детских открыток это не столь важно, пожалуй. Другой удобный клеящий материал – скотч (только следите, чтобы скотч отрезался специальными ножницами, а не вашими любимыми: потом от клея не ототрете). Обратите внимание на наклейки; они удобны – экономят время и силы, а детям нравятся разнообразные маленькие готовые-к-употреблению аппликации.
Разумно разделить все свои «сокровища» на те, которыми вы особо дорожите, и те, которыми готовы поделиться. Это не только убережет мамины нервы («Аааа! Единственный экземпляр листа из моей любимой коллекции, которую сняли с производства и я хотела применить в своем альбоме!»), но и поможет ребенку определиться с целью, которой он хочет достигнуть, и требуемыми для этого средствами. Если речь идет не об открытках, а о страничках или даже альбоме – следите за тем, чтобы в руки ребенка не попадали единственные экземпляры особо ценных фотографий (скажем, единственный снимок прапрабабушки) – да и самим всегда полезно иметь копии или возможность эти копии сделать.
Если у ребенка уже хорошо развита координация движений и рукодельные навыки, ему можно предложить и «взрослые» инструменты (наблюдение и контроль со стороны взрослых, однако, необходимы). Наверняка, если ребенок присоединяется к маминому хобби и ранее наблюдал за ней, он уже в курсе, как правильно пользоваться глиммер мистом и для чего нужен кроп-а-дайл. Однако здесь важно дать подрастающему поколению свободу выбора. Долой стереотипы! Не настаивайте на том, чтобы бусинки клеились только «моментом», а бумага – только на двусторонний скотч; и кто сказал, что у пуговицы может быть только одно применение?.. Пусть детская непосредственность и фантазия приведут к интересным экспериментам. И пускай густо намазанная ПВА бумага покоробится и облезет лак с пуговицы, щедро уляпанной «моментом» - это тоже опыт, а собственный опыт всегда гораздо лучше усваивается, чем наставления старших. И не ругайте за испорченные материалы – иначе и все стремление к рукоделию можно загубить на корню, лучше подумайте вместе, как можно исправить ошибку, замаскировать или использовать испорченное (например, облез лак с акриловой капли – она стала не розовой, а прозрачной, прозрачную тоже можно использовать, а можно покрасить в нужный цвет!) Не стоит впадать и в другую крайность: бросать «новичков» на произвол судьбы. Предлагая ребенку что-то новое, постарайтесь вместе с ним выяснить, что это и для чего нужно, подумайте об альтернативных способах применения. Поощряйте любознательность и желание экспериментировать, и сами учитесь у ребенка – их не засоренное стереотипами воображение может и вас подстегнуть на новые открытия.



Что сделать?
Если вы начнется творить вместе с ребенком, а не предоставите ему полную свободу действий, то логичнее начать с какого-то совместного проекта. Это может быть и страничка в альбом про него самого или про то, что ребенка интересует. Помогайте друг другу. И обязательно попросите своего маленького помощника подумать о журналинге (заодно и речь разовьете ;) ).
Открытки – это тоже интересно. Они зачастую требуют меньше времени и материалов, чем странички или альбомы, потому с ними удобнее справляться новичкам.
Могут быть интересны особенные детские проекты: бумажные куклы или зоопарк; можно заскрапить расписание уроков или сделать обложку на дневник.




В чем польза?
Пользу от детского творчества нельзя переоценить. Развивается и чувство прекрасного: вкус, стиль, фантазия и воображение; и мелкая моторика – работа руками и точные движения пальцев способствуют развитию мозга. Кроме того тренируется усидчивость и концентрация внимания, а также аккуратность. Кругом только польза!

Ждем Ваших отзывов и советов!:)
Всем вдохновенного настроения!

5 комментариев:

  1. Спасибо за статью! Куча важных советов как раз к стати!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья! Пошла делить материалы на драгоценные и не очень))

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошая статья, в общем-то понимаешь, что трехлетнюю дочку не отогнать от скрапа и приучать надо, а делиться жалко :)) шучу-шучу! Делиться и творить вместе надо и нужно :)

    ОтветитьУдалить
  4. С интересом прочитала! Мы больше любим делать открытки, так как сразу находим тех, кому их можно подарить.

    ОтветитьУдалить